" />
Приветствую Вас, Гость! | RSS | Главная | История ММГ | Регистрация | Вход
» 1981год

Категории каталога
1981год [1] 1982год [1] 1983год [0] 1984год [0]
1985год [0] 1986год [0] 1987год [0] 1988год [0]
1989год [0]

ММГ «Закавказская» - «Мазари-Шариф» - «Мармоль» Начало истории
Осенью 1981 года, будучи заместителем начальника штаба Хичаурского пограничного отряда, я находился в командировке на заставах по доведению решения на охрану Государственной границы на осенне-зимний период.
15 ноября мне позвонил начальник штаба пограничного отряда.
- Владимир Васильевич, у нас имеется к Вам предложение возглавить мотоманёвренную группу, убывающую в Афганистан для защиты южных границ Союза.
- Понял Вас, предложение принимаю.
В отряде мне объяснили, что я, майор Владимир Побойкин, капитан Борис Ермолин и прапорщик Виктор Журавлёв 17 ноября должны убыть в Сухуми, где будет формироваться мотоманёвренная группа.
Жене сказал, что уезжаю в командировку в Среднюю Азию на шесть месяцев. О том, что я уехал в Афганистан, она узнала только через полгода, когда в Хичаури из нашей мангруппы прибыл в отпуск прапорщик Журавлев. Он и рассказал о боевых действиях ММГ.

18 ноября 1981 года мы были на месте. По-сути, с этого момента и
началась история «Закавказской» мотоманёвренной группы. Это название ещё поменяется. Дважды.

Формируемся, комплектуемся

На основании приказа главного управления пограничных войск Союза Закавказский пограничный округ осенью 1981 года должен был сформировать одну мотоманёвренную группу.
Этим вопросом занимался заместитель начальника пограничного округа генерал Георгадзе. С ним работали все начальники отделов округа. Инженер, связист, специалисты по вооружению и тылу. Каждый из специалистов формировал своё профильное подразделение и отвечал как за укомплектование подразделения специалистами, так и за его материальное обеспечение.
В Сухуми были сформированы управление мотоманёвренной группы, за исключением заместителя по технической части (он прибыл в Термез из Дальневосточного пограничного округа), две пограничные заставы на БТР, пункт медицинской помощи, взвод связи, разведывательный взвод, противотанковый взвод, инженерно-сапёрный взвод, взвод обеспечения.
Застава на БМП и миномётная батарея формировались в Тихоокеанском пограничном округе, а в состав мангруппы они влились позднее, уже в Термезе.
Вопросом отбора личного состава занималась мандатная комиссия под председательством генерала Георгадзе. Все офицеры и прапорщики соответствовали предъявляемым требованиям комиссии, а из сержантов и солдат мандатная комиссия выбрала лучших.

Политтруженник

Приезжал к нам и начальник политического отдела округа. Он провёл с личным составом несколько мероприятий направленных на укрепление воинской дисциплины, а в заключение сказал, что ММГ отправляется на усиление пограничных отрядов Среднеазиатского пограничного округа, а не в Афганистан. Хотя все офицеры и прапорщики знали, что ММГ формируется именно для Афганистана.

Доработка с переделкой

Руководство округа предоставило нам возможность «притереться» друг к другу. В течение нескольких дней мы проводили занятия с личным составом. Так как нас вооружили автоматами АК-74, а мы их ранее и в глаза не видели, пришлось в срочном порядке изучать особенности этой модели и проводить практические стрельбы. Вопросы возникли и с водителями БТР. Почти половина водителей была «пересажена» на БТР с автомобилей. С ними тоже провели практическое вождение на бронетранспортёрах.

Запас карман не тянет

Материальные средства, которые мы должны были взять с собой в Афганистан, начали завозить сразу после укомплектования мангруппы личным составом. Мы получали всё необходимое в соответствии со штатным расписанием мангруппы. Оружие, приборы наблюдения, снаряжение, стальные шлёмы, имущество связи, медицинское имущество, вещевое имущество, посуду, полевые кухни, продукты питания. Только инженерного имущества нами было получено 10 железнодорожных вагонов.
Каждый командир подразделения совместно с начальником службы осуществлял погрузку в железнодорожные вагоны имущества подразделения и других материальных средств только после полной проверки их комплектности.
На прощание генерал Георгадзе сказал напутственные слова:
- От вас, майор Побойкин, от ваших офицеров и прапорщиков зависят жизни подчинённых. Берегите их.

Мы едем, едем, едем…

Эшелон начал свой долгий путь. Из Сухуми до Термеза «паровоз» шёл три недели. Нас заправляли водой, топливом. Мы останавливались где-то в степи или на станциях. Стояли по три, четыре часа или всего несколько минут, потом снова продолжали движение.
Для личного состава были выделены один купейный и два плацкартных вагона. В вагонах разместились по подразделениям. Организовали охрану, дежурную службу и всё то, что необходимо при перевозках воинскими эшелонами. Составили расписание занятий по боевой и политической подготовке, план воспитательной работы. С личным составом ежедневно проводились четырёхчасовые занятия. Из них один час отводился воспитательной работе. Подводились итоги каждого дня и регулярно проводились политинформации.
На длительных остановках немедленно организовывали занятия по физической подготовке.

Большой секрет

Куда едем, в каком месте будем разгружаться ни я, ни офицеры, тем более сержанты и солдаты не знали. Едем в Среднюю Азию.
Тем не менее, даже в этих условиях секретности, мы предоставляли возможность личному составу на остановках делать звонки своим
родственникам. Более того, в ходе движения по европейской части Союза, некоторые родители наших военнослужащих встречали эшелон на крупных станциях.
Уже в Средней Азии, когда железная дорога почти закончилась, мы поняли, что приехали. Это был Термез.

Пограничное изобретение

Мотоманёвренные группы, направляемые в Афганистан, изначально задумывались как подразделения, способные успешно выполнять боевые задачи, которые ставились пограничникам, причём самостоятельно, в автономном режиме. Именно это требование наложило отпечаток на их штатные структуры. За основу был взят мотострелковый батальон. Но у него были пограничные особенности:
- в управлении мангруппы имелся заместитель начальника по тылу, но отсутствовал заместитель начальника штаба. Имелся один бронетранспортёр и УАЗ-469;
- мангруппа состояла из трёх застав по пятьдесят человек. На каждой заставе имелось три офицера, два прапорщика и семь сержантов. Сама застава состояла из пяти отделений. В каждом отделении была боевая машина. Дополнительно на каждой заставе имелась прожекторная станция АПМ-90, миннорозыскная и сторожевая собаки;
- миномётная батарея состояла из шестидесяти четырёх человек. В батарее имелось пять офицеров и один прапорщик. Она отличалась от армейской тем, что имела двойное вооружение. Т.е. шесть миномётов ПМ-120 и шесть миномётов БМ-82, а также пятнадцать автомобилей Газ-66 и командно-штабную машину «Чайку» на базе БТР-60;
- пункт медицинской помощи (ПМП) состоял из одного офицера, одного прапорщика, водителя санитарной машины. На каждой заставе и в минометной батарее был фельдшер, по службе они подчинялись начальнику ПМП;
- в сравнении с взводом связи мотострелкового батальона, наш взвод связи имел значительно большие возможности. Это аппаратура ЗАС, две командно-штабных машины «Чайки» на базе БТР-60, станция связи Р-140 на базе Зил-157;
- разведывательный взвод состоял из тринадцати человек. Во взводе был один офицер и два сержанта. Взвод состоял из двух отделений. В одном отделении на вооружении имелась боевая машина разведки БРМ, а в другом бронетранспортёр;
- противотанковый взвод состоял из восемнадцати человек. Во взводе был один офицер и три сержанта. Взвод состоял из двух отделений по два расчёта в каждом. На вооружении взвод имел четыре СПГ-9 и четыре автомобиля Газ-66;
- инженерно-сапёрный взвод состоял из двадцати человек. Во взводе был один офицер, один прапорщик и пять сержантов. Взвод состоял из трёх отделений. Двух сапёрных и одного инженерного. Во взводе имелись БАТ, МТУ, МАФС, БТР, ЗиЛ-131, Газ-66;
- взвод обеспечения состоял из двадцати девяти человек. Во взводе имелось два прапорщика и три сержанта. Взвод состоял из трёх отделений: хозяйственного, подвоза, технического обеспечения. Во взводе имелись три полевые кухни, дизель-генераторная станция, два бензовоза, четыре бортовых ЗиЛа, пять Газ-66, водовозка, мастерская технического обслуживания автомобильной техники МТО-АТ, мастерская технического обслуживания бронетранспортёров МТО-БТР, станция разрядно-зарядная автомобильная СРЗА, мастерская ремонтная механическая МРМ, мастерская сварочная автомобильная МСА.

Откровение бригадира

Каждый вагон обслуживали по две проводницы. А ими командовал бригадир. Мужчина лет под пятьдесят. После недельного путешествия он пригласил меня на совместный ужин. Прихожу в назначенное время в купе бригадира поезда. Сидят шесть проводниц и бригадир. Бригадир разливает в рюмки чай. Через некоторое время он спрашивает меня:
- Товарищ майор, а что у вас за войска?
- Мы мотострелки, пехота.
- Товарищ майор, за четверть века работы на «железке» я возил все рода войск. Вы не пехота. Вы какие-то специальные войска!
- Почему так думаете?
- Из опыта своего. Обычно в первую же ночь нашего путешествия к моим девчонкам приходят «влюблённые» офицеры. Потом, на вторую, третью ночи солдаты. Мы с вами в пути уже целую неделю. За это время не то чтобы офицеры, ни один солдат не подошел к проводницам.… Девочки обижаются!
До самого окончания поездки бригадир поезда донимал меня:
- Товарищ майор, ну, скажите. Какие у вас войска?

«Партийные» войска

Пограничные войска предназначены для охраны Государственной границы. И за пределами государства находиться не могут. Но советские пограничники были «на той стороне» с самого начала афганской эпопеи и до её завершения.
Сначала обеспечивали безопасный вход 40-й армии в Афганистан, затем вели борьбу с бандгруппами в стокилометровой полосе вдоль границы Союза, а в конце войны обеспечивали выход соединений и частей 40-й армии в Союз. После выхода советских войск из Афганистана, в Союз была выведена и большая часть мотоманёвренных групп. Последние ММГ покидали Афганистан в 1991 году.
Все пограничные отряды, охранявшие границу с Афганистаном, в начальный период боевых действий, не имели штатных мотоманёвренных групп и создавали сводные боевые отряды (СБО) из личного состава подразделений гарнизона и границы. Чтобы не провоцировать международный скандал, участники сводных отрядов не носили погон и других знаков отличия. Более того, заходя в Афганистан, документы и другие вещи, которые могли бы указать на принадлежность военнослужащих к пограничным войскам, оставались на территории Союза в пограничных отрядах. В те времена на эту тему анекдот даже был.
Спрашивает Л.И. Брежнев Бабрака Кармаля:
- Как там наши солдаты ведут себя?
- Очень хорошо, но их всех можно убрать из страны. Оставьте только тех, что без погон ходят. Это настоящие «партийные» войска!
В Термезе нам дали команду входить в Афганистан тоже без погон. Мне пришлось отстаивать свою позицию перед начальником отряда подполковником Файзиевым.
- Мы не банда какая-нибудь, мы не партизаны, а кадровое штатное подразделение. Мы и дальше будем в погонах.
- Хорошо, пусть будет так. Но погоны и другие знаки отличия должны быть как у мотострелков.
В советской прессе, на радио и телевидении информации об участии пограничных войск в боевых действиях в Афганистане не было практически, до развала Союза.

Зимний пляж без моря

В Термезе нас встретили, помогли разгрузить эшелон и определили место дислокации теперь уже не «Закавказской», а ММГ-1 Термезского пограничного отряда. Вплоть до ввода в Афганистан мангруппа располагалась в палаточном городке недалеко от Термеза в районе населенного пункта Уч-Кызыл.
Застава на БМП и миномётная батарея, сформированные в Тихоокеанском пограничном округе, были уже на месте и ждали нас.
Именно в Термезе мы получили всю штатную технику мангруппы. Большую часть – с заводов-изготовителей, а остальное – с баз хранения. За исключением нескольких единиц, техника была – «муха не сидела».
Мангруппа усиленно готовились к вводу в Афганистан. Совместными усилиями офицеров и прапорщиков отряда и мангруппы старались в кратчайшие сроки устранить имеющиеся недостатки. Мелочей не было. Работали напряжённо и круглосуточно. Ознакомление с особенностями пустынно-песчанной и горной местностей, стрельбы, выверка прицелов и вооружения, сколачивание отделений, взводов и застав. Итогом подготовки были суточные учения мангруппы. В ходе подготовки совсем не заметили Нового 1982 года. Он просто пришёл!
Теперь ждём. Ввода. Мы идём в Мазари-Шариф! По графику ввода пограничной группировки мы идём самыми первыми.

Категория: 1981год | Добавил: Vladimir (25.02.2011)
Просмотров: 6411 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/9
Всего комментариев: 1
0  
1 s-ladyboss   (25.05.2013 14:14) [Материал]
Да, все почти похоже, только, я помню, что еще в Сухуми офицеры и прапорщики одели форму мотострелков, а мы, солдаты, носили зеленые погоны.Уже в Термезе, когда сдавали парадную форму и шинели на склад отряда \ в вещмешках\ нас заставили сменить погоны на полевые общевойсковые, а на базе, в Мазари-Шарифе, приказали нашить на погоны сержантские лычки т.к. их ни у кого не было и мы действительно были похожи на войско "царя Панька", у офицеров тоже звезд не было. Ст.сержант Чаплыгин Юрий Викторович, ныне майор в отставке Вооруженных Сил Украины.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MМГ-1 Мармоль © 2024
Хостинг от uCoz